Про эмпатию простыми словами:
Всегда приятно иметь дело с теми, кто вовлечен в диалог, активно слушает и словно может прочувствовать каждое сказанное нами слово. Такому собеседнику хочется доверять, и он наверняка обзаведется большим количеством друзей, которые при необходимости придут к нему на помощь. Благодаря какому «механизму» все это возможно? Конечно, благодаря эмпатии. Подробнее о ней — в статье «Ленты.ру».
По словам Савкиной, люди способны к эмпатии благодаря зеркальным нейронам головного мозга. «Наука объясняет, что с их помощью во время наблюдения за действиями и состояниями окружающих у нас в головном мозге возбуждаются свои собственные отделы, ответственные за выполнение этих действий или за ощущение этих состояний. Таким образом у нас появляется возможность поставить себя на место других людей. А это просто необходимость межличностных отношений », — подчеркивает она.
При этом, по словам психолога, важно помнить, что эмпатия отличается от сочувствия. Дело в том, что сопереживание можно изобразить. «Можно посочувствовать человеку и эмоционально отреагировать на его боль, дать совет, высказать какие-то пожелания. Но, как говорил психотерапевт Карл Роджерс, сочувствие ставит человека в оценивающую позицию — как бы «над» тем, кому сочувствуют. А вот эмпатию изобразить невозможно. Это внутренняя психологическая готовность поставить себя на место другого человека и понять, что ему нужно», — поясняет Калашникова.
«Даже в случае конфликта можно взаимодействовать при помощи эмпатического диалога и входить в здоровую конфронтацию, — считает Елена Калашникова. — Схема здоровой конфронтации подразумевает, что во время рассказа о своих пожеланиях (а не недовольствах) большую часть вашего сообщения должно занимать выражение благодарности. Также свою точку зрения и свои негативные чувства важно пояснять через «Я-сообщения». То есть нужно напрямую говорить про собственные чувства, не обвинять в них другого. Например, не «Ты своими поступками вечно меня расстраиваешь», а «Я сейчас переживаю и очень печалюсь»».
Когнитивная эмпатия, понимание. «Когнитивная эмпатия происходит с помощью мыслительных процессов. Вы проводите аналогию и сравнение, пытаетесь логически понять, что переживает другой человек. Это особенно важно, например, в переговорах: вы можете увидеть проблемы с точки зрения другого человека. Например, ваш сотрудник переживает тяжелый разрыв с супругой. Когнитивная эмпатия помогает логически понять его эмоциональные потрясения, даже если вы не можете испытать, что чувствует другой человек. Это необходимо лидерам, менеджерам и всем, кто участвует в разрешении конфликтов», — говорит специалист.